Поговорим об искусстве татуировки



История татуировки

Искусство татуировки – это древний ритуал, который в разное время в разных странах вызывал как почитание и уважение, так и презрение и табу. К татуировке можно относиться по-разному: настороженно, восхищенно, подозрительно, но никак не равнодушно. Это древнее искусство волновало людей всех возрастов и во всех странах мира. Зародившийся в древности ритуал татуировки стал популярным уже пять тысячелетий назад, когда с помощью несмываемых знаков и особенных рисунков определяли принадлежность человека к тому или иному сословию. В древности, ещё задолго до появления классических искусств, таких как архитектура и живопись, характерные изображения на теле ассоциировались с лечебным и даже магическим свойством. 

Само слово «tattoo» пришло к нам из таитянского языка и переводится как «знак» или «рисунок». Этот термин закрепился в Европе в XVIII веке, когда искусство татуировки переживало пик популярности, благодаря географическим открытиям Джеймса Кука, который посетил Австралию и Новую Зеландию. Изобретение Самюэлем О’Рейли электрической тату машинки в конце XVIII века значительно усовершенствовало и ускорило технику процедуры, однако искусство тату не получило в то время ожидаемого толчка из-за недостаточной фантазии и изобретательности мастеров. 

Настоящий расцвет искусства тату начался вместе с информационным бумом в США в середине прошлого века, когда различные техники, эксперименты и смешение стилей привели к возросшей популярности данной субкультуры, что и наблюдается до сих пор.

Искусство татуировки на территории России существовало ещё в праславянские времена. В период средневековья татуировку, которая использовалась в чисто практических целях, можно было найти у представителей различных сословий: от знати (гербовая татуировка) до преступников и бродяг (клеймо). При Петре I солдаты Русской армии клеймились на обязательных условиях: с помощью несмываемого знака можно было без труда отличить «своих», павших во время боя. В те времена татуировку наносили с помощью обычного пороха, который и был красящим компонентом.

Несмотря на развитие Палеха – народного промысла художественной росписи, который мог бы послужить толчком к развитию искусства тату, до конца XIX века татуировка популярностью в России не пользовалась. Только моряки и представители «человеческого дна» интересовались рисунками на теле. 
Новое рождение и широкую популярность татуировка получила благодаря императору Николаю II, на теле которого после путешествия в Японию появился традиционный восточный дракон. Это привело к настоящему буму тату среди представителей прогрессивной аристократической среды, которые нередко путешествовали заграницу. Первый в России салон художественной татуировки открылся в Санкт-Петербурге в 1906 году. В то время не было ни одного представителя знати или богемы, который бы не увлекался ориентальными татуировками. 

Время советской власти привило нам строго негативное отношение к татуировкам. Как буржуазный пережиток царизма в советское время татуировка развивалась только в обществе моряков и бандитов. Кроме служащих морского флота носителей тату расстреливали по закрытой директиве ВЧК от 1917 года. После этого, уже в конце 30-х годов ХХ века, был издан ещё один закон, запрещающий татуировки, клеймящий их за своеобразный протест и выражение несогласия с политикой коммунистической власти. Бытует мнение, что данный запрет, карающийся тюремным заключением, был снят после Великой Отечественной Войны, из штрафбатов которой вышло огромное количество героев с татуировками. По другой версии, большое количество высокопоставленных чиновников, которые в свое время вышли из криминальных сфер, боялись дискредитации, потому что сами являлись носителями «уголовных» татуировок. 

Из-за дурной славы в советское время татуировки наносили «подпольно» в сомнительной чистоте, подручными методами, изготавливая красящие смеси из совершенно немыслимых компонентов (даже канцелярская тушь была тогда малодоступной). Популярную «жженку» делали, например, из копоти от каблуков кирзовых сапог, разведенной в мыльном растворе. 
Настоящая волна популярности захлестнула искусство татуировки во времена перестройки, когда для советской молодежи образцами для подражания стали западные поп и рок певцы. Так же в середине 1980-х годов стремительно развивается и приобретает бешеную популярность бунтарский дух Ленинградского рока, исполнители которого познакомили советскую публику с искусством цветного рисунка на теле. 

Нельзя сказать, что современное искусство татуировки полностью очистилось от тюремного налета, однако с каждым годом это негативное мнение рассеивается. Совершенствуются техники, стили и направления рисунков, и поклонников тату становится все больше и больше.